|
|
|
||
Главная
Эксперимент |
Эксперимент
Второй год школа является опытно-экспериментальной площадкой ГОУ ДПО Нижегородского института развития образования. Опытно-экспериментальная деятельность ведется по двум направлениям:
Интегрированный курс по литературному чтению и слушанию «Нижегородская сторона» Экспериментальную площадку ведет учитель высшей квалификационной категории, «Отличник просвещения РФ» Мордвинкина Галина Викторовна. Актуальность. Возникает настоятельная необходимость увеличения качества недельных часов на формирование навыка читательской деятельности, т.к. процесс этот сложный, систематический и длительный, а задачи организации целенаправленного решения этой проблемы могут быть реализованы, исключительно в начальной школе. Однако по-новому учебному базисному плану количество недельных часов, выделенных на обучение литературному чтению, является недостаточным для формирования интереса к чтению и как к процессу, и как к источнику знаний. Сформировать навык читательской деятельности за отведенное в базисном учебном плане время (2 кл. - 4 часа, 3 и 4 кл. - 3ч.) просто невозможно. Сформированная задача успешно реализуется с помощью внедрения в начальной школе нашего региона данного курса. Цель: Cоздание более благоприятных условий для овладения читательской деятельностью младшими школьниками на краеведческом материале; Формирование духовно-нравственных ориентиров личности младшего школьника в процессе становления читательской деятельности на основе создания образа Нижегородского края и его центра - города Нижнего Новгорода, первичного знакомства с жизнью Нижегородчины сегодня и в прошлом. Задачи: Развивать: - познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними; - воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания; - представления о достопримечательностях Нижегородского края; - историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала; - речь учащихся, осуществлять лингвистическое развитие младших школьников в процессе знакомства с нижегородскими диалектизмами, устным народным творчеством; - эстетические и патриотические чувства в ходе знакомств с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородчины; - потенциальные возможности речевого и дыхательного аппарата. Учить: - осознанному восприятию содержания краеведческого материала в процессе слушания и чтения; - дифференциации научно-познавательских и художественных текстов; - способам действий при работе над текстом и при выполнении практических упражнений творческого характера; - умению работать с краеведческим материалом учебника. Воспитывать: - духовно-нравственные качества в младших школьниках; - бережное отношение к этнокультурному наследию родного края; - творческую личность в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности; - положительные привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода, использования здоровьесберегающих технологий обучения;
Основные приемы и методы по организации экспериментальной работы. Словесные методы и приемы: - художественное чтение - эвристическая беседа - речевой эксперимент - речевые упражнения - антиципация - вчитывание - вслушивание - словарная работа - смена альтернативы в вопросе к одному и тому же предложению - построение вариантов ответов на один и тот же вопрос. Наглядные методы и приемы: - использование художественно-демонстративного материала - мультимедийный материал - средства музыкальной выразительности - натуральные объекты природы и человеческой деятельности - драматизация - модели - схемы - экскурсии Практические методы и приемы: - моделирование - конструирование - театрализация - дидактические игры - практические работы с текстом, предложением, словом - словотворчество - детское прикладное творчество: вышивание, рисование, лепка, создание альбомов и др. Основные методы исследования:
- уровень читательских умений
- трудолюбие
a) бережное отношение к природе Основным результатом апробации экспериментального курса "Нижегородская сторона" стало повышение уровня предметных достижений:
- уровня читательских умений Основные выводы по организации экспериментальной работы таковы: К концу второго класса ребята умеют:
- читать с опорой на гласные и конец слова целыми словами небольшие тексты краеведческого характера различных жанров Знают:
- способ грамотного чтения слов различной длины Введение данного курса было своевременно, необходимо, обязательно, значимо для восстановления системы нравственных ценностей человека. Фотографии с уроков
Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников Экспериментальную площадку ведет учитель высшей квалификационной категории, «Отличник просвещения РФ», «Заслуженный учитель РФ» Корнилова Елена Алексеевна. Актуальность. Повышение уровня речевого развития учащихся является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь служит универсальным средством общения, это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека; речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется. Методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся коммуникативно-речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых высказываний. В условиях развития начального образования возрастает необходимость введения отдельного курса развития речи. Обучение по данному курсу носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей, их слушания и чтения, говорения и письма. Цель курса: создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией. Основными методами развития речи младших школьников в данной программе являются имитационный, коммуникативный и конструктивный. Все методы направлены на развитие речевой активности учащихся. Приемы, направленные на развитие восприятия, и, прежде всего слушания: эмоциональное и интонационное вслушивание; акцентное выслушивание воспринимаемого на слух художественного текста; эвристическая беседа; речевой эксперимент и др. Приемы, направленные на развитие говорения: устные речевые высказывания; устные сочинения по иллюстрациям книг, тексты которых дети не знают; пересказы; составление различных диалогов; речевые зарядки; работа со скороговорками и чистоговорками; пересказ по ролям; инсценирование и др. Приемы, направленные на развитие чтения: акцентное вычитывание текста; сравнение мира реальности и мира поэзии, содержательный, структурный, языковый, стилистический анализ художественного и научного текстов; словесное описание на основе линейных и лучевых моделей; выразительное чтение с листа; чтение наизусть и др. Приемы, направленные на развитие письма: свободные и творческие диктанты; "корреспондентские блокноты", различные виды изложений; реставрация текста; сочинение различных жанров и др. За год работы по этой программе дети расширили свои умения и навыки. К концу этого года обучения ребята научились понимать тему и основную мысль текста, понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а так же озаглавливать текст, задавать вопросы к тексту, составлять диалоги. Большая часть детей умеют делить текст на логически законченные части, составлять план готового текста в виде вопросов, соотносить текст - повествование и его модель. Дети умеют самостоятельно составлять повествовательный текст на основе наблюдений, редактировать чужой текст, сочинять загадки, сказки. Фотографии с уроков
Связь со школой
e-mail: luknach19702007@yandex.ru |
|